www.uzluga.ru
добавить свой файл
Попов Артем Вадимович

Ю3-1

Научный руководитель: к.ю.н., профессор,

профессор кафедры «Гражданское право» Иванов В.И.


Коммерческая концессия: особенности предмета договора


  1. Правовая природа института коммерческой концессии в российском законодательстве весьма специфична, поскольку до сих пор нет единого мнения по поводу соотношения института коммерческой концессии с институтом франчайзинга, который получил широкое распространение в Европе и США.

2. Принципиальное отличие коммерческой концессии от франчайзинга заключается в предмете договора, поскольку в основе договора франчайзинга лежит бизнес-система, основанная на передаче передового опыта, знаний и технологий успешных организаций начинающим предпринимателям. Предметом договора коммерческой концессия является комплекс исключительных прав, то есть внешнее выражение деловой репутации.

3. Согласно п. 1 ст. 1027 ГК, под коммерческой концессией понимается договор, согласно которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав.

Из анализа диспозиции п.1 ст. 1027 ГК РФ видно, что регулируется не сама коммерческая концессия как форма организации бизнес-процессов, а именно особенность и сущность договора коммерческой концессии.

4. Особое внимание следует уделить предмету договора коммерческой концессии, которым является «комплекс исключительных прав». Исходя из анализа ст. 1027 ГК РФ условно можно разделить данный комплекс исключительных прав на обязательный элемент и факультативный.

Обязательный элемент напрямую указан в ч.1 ст. 1027 ГК РФ – товарный знак и знак обслуживания. Однако эта же статья допускает передать по договору и коммерческое обозначение, и секрет производства и другие предусмотренные договором объекты исключительных прав. Данные элементы, а также предусмотренные ч. 2 ст. 1027 ГК РФ деловая репутация и коммерческий опыт корректнее отнести к факультативным элементам. При этом легального определения понятиям «деловая репутация» и «коммерческий опыт» в законодательстве не даётся.

5. Сущность предмета договора коммерческой концессии заключается в использовании исключительных прав и объектов интеллектуальной собственности правообладателя, в то время как система франчайзинга строится, в первую очередь, на передаче технологий и опыта правообладателя пользователю. В результате, коммерческая концессия, в большей степени, ориентирована на внешнюю атрибутику, в то время как франчайзинг делает акцент на технологиях и качестве продукции.

6. Для нормально развития франчайзинга в России необходимо пересмотреть некоторые положения гл. 54 ГК РФ, в частности по поводу предмета договора, делая акценты не на объектах исключительного права, а именно на технологиях и бизнес-процессах.