www.uzluga.ru
добавить свой файл
1


Художники России. Русский символизм.

  • «Голубая Роза»


«Голубая роза»

  • В марте 1907 года в Москве по инициативе коллекционера, художника-любителя Николая Павловича Рябушинского открылась выставка группы живописцев под названием «Голубая роза».Её основные участники - П.Кузнецов, С.Судейкин, М.С.Сарьян, Н.Н.Сапунов и др. – были выпускниками Московского училища живописи, ваяния и зодчества.



История объединения.

  • В начале 20 века их объединило глубокое увлечение идеями символизма. Некоторые из них сотрудничали в московских символистских журналах «Весы» и «Золотое руно». Но самым сильным было влияние В.Э.Борисова – Мусатова. Именно отталкиваясь от его живописного стиля, молодые художники – символисты определили главную задачу своего творчества: Погружение в мир тончайших, неуловимых чувств, затаёжных и внутренних ощущений, которые невозможно объяснить словами.

  • Многие участники "Г. р." вскоре отказались от упадочнических установок группировки. В их творчестве в 1910-е гг. и особенно после Великой Октябрьской социалистической революции наряду с нарастанием монументально-декоративных начал усиливается стремление к претворению реальных впечатлений, созданию гармоничной, обобщённо-синтетической картины мира. Ряд бывших членов "Г. р." (Крымов, Кузнецов, Матвеев, Сарьян) стали впоследствии видными мастерами советского искусства.



  • П.В.Кузнецов.

  • Среди шестнадцати участников выставки особый интерес вызывает несомненно, Павел Варфоломеевич Кузнецов. До начала 10-х годов 20 века творчество художника было близко манере его учителя Борисова - Мусатова и французских символистов группы «Небо».



Картины П.В.Кузнецова.

  • Пейзажи Кузнецова 1904-1905 г., например «Голубой фонтан», «Утро», выдержаны в холодных тонах: серо – голубом, бледно сиреневом. Очертания предметов расплывчаты, изображение пространства тяготеет к декоративной условности. Огромное внимание мастер уделял своеобразной передаче света , сообщающего пейзажу ощущение мягкости и одновременно чувство пронзительной грусти.

  • В работах Кузнецова 10-х годов, особенно в так называемой «Восточной серии»,уже ясно виден неповторимый творческий почерк зрелого мастера.



1. «Голубой фонтан» 2. натюрморт «Утро»



«Мираж в степи»



О картине.

  • Картина «Мираж в степи» (1912г.) на первый взгляд предельно проста по содержанию: степь, одинокие шатры, неспешно идущие или беседующие люди, которые не замечают великолепного сияния, заполняющего небо. Картина опять решена в холодных тонах, а яркие пятна (шатры, человеческие фигуры) только подчёркивают абсолютное господство серо-голубой гаммы. Нежное свечение миража- главное, что притягивает в картине.



М.С.Сарьян.

  • Он мог прекрасно демонстрировать тонкость ощущений и символистскую недоговорённость, как, например в работе «Озеро фей» (1906г.), которая построена на типичной для «Голубой розы» игре холодных тонов. Однако подлинная стихия художника – это мир Востока с его темпераментностью и обжигающей яркостью палитры.



М.С.Сарьян. Озеро фей (Из цикла «Сказки и сны»). 1905. Бумага, гуашь.



  • В таких картинах, как

  • «Улица. Полдень. Константинополь.» (1910г.), «Финиковая пальма» (1911г.), художник лепит форму сочными красками и энергичными мазками.



Н.Н.Сапунов.

  • В работах Николая Николаевича Сапунова (1880—1912) переплетаются элементы символизма и примитивизма. Его полотно «Карусель» (1908 г.), казалось бы, типичная примитивистская «ярмарочная картинка». Однако лёгкие короткие мазки, сложные соединения чистых (т. е. не смешанных на палитре) красок заставляют вспомнить утончённую манеру французских мастеров. И это превращает балаганную сценку в символистское «видение».

  • Немалое значение для Сапунова имели образы ушедших эпох, что сближает его с петербургскими мастерами «Мира искусства». Такова картина «Бал» (1910 г.), воскрешающая в памяти сцену провинциального бала пушкинских времён.



С.Ю.Судейкин.

  • Гораздо сильнее ностальгические настроения чувствуются в творчестве Сергея Юрьевича Судейкина. Действия картин художника, в частности работа «В парке» (1907г.) разворачивается, как правило, в английских парках, среди густой листвы и теряющихся в ней лёгких беседок. Уединяющиеся в лодках и в аллеях, влюблённые пары словно растворяются в нежной воздушной дымке , их крошечные фигуры становятся ограниченной частью природы. Рассеянный сумрачный свет придаёт этим «сценам времён сентиментализма» ощущение мечтательности и острой тоски по несбыточному.



Вывод. «Голубая роза».

  • Выставка «Голубая роза» не привела к созданию прочного художественного объединения московских символистов. Но её название позднее превратилось в метафору, определяющую основные черты их стиля: камерность, тягу к отражению тончайших ощущений , богатство и гибкость цветовой палитры, чуткое внимание к передаче света. Живопись этих художников создала особый мир мечтаний и ведений, пронизанный мягкой, но хрупкой радостью, а порой столь же мягкой ностальгической грустью.