www.uzluga.ru
добавить свой файл
  1 ... 46 47 48 49 50 ... 71 72

В связи с началом создания реактивного вооружения в мае 1946 года был создан Государственный центральный полигон Министерства Вооруженных Сил (ГЦП МВС).В конце этого же года в его составе было сформировано 2 управление, предназначенное для проведения испытаний и исследований беспилотного реактивного и управляемого вооружения ВВС. В период 1946-1948 г.г. в районе населенных пунктов Капустин Яр, Пологое Займище, Владимировка начинают создаваться отдельные службы и подразделения измерений и обработки измерительной информации.Начинается испытание сначала трофейных ФАУ-1 и Хеншель-136, захваченных в Германии,а с 1948 года отечественный самолет-снаряд 10Х, чуть позже 12Х, 14Х, 16Х конструкции В. Челомея.

20 мая 1949 года 2 Управление выводится из состава ГЦП МВС и включается в штат Государственного Краснознаменного научно-испытательного института ВВС с переименованием в 6 Управление, в состав которого входил отдел полигонного обеспечения (начальник отдела гвардии подполковник Елисеев Иван Гордеевич). В июле 1949 года 6 Управление ГК НИИ ВВС перебазируется на постоянное место дислокации в с. Владимировка Астраханской области, а в мае 1950 года Управление преобразовано в Научно-исследовательский полигон № 4 ВВС, в состав которого входит служба полигонных испытаний (СПИ), начальником службы был назначен полковник Мохов Сергей Петрович Основные работы НИП ВВС были сосредоточены на испытаниях авиационного ракетного вооружения В дальнейшем в рамках Научно-исследовательского полигона ВВС (Владимировка) На базе СПИ создается Управление трассового измерительного комплекса (ТИК), куда вошли отдел организации трассовых измерений и эксплуатации технических средств, обработки информации, наземной фотокиносъемки и фотохимической обработки, подразделения технического обеспечения, а также отдельные измерительные трассы и полигоны (х. Грошево, п. Тургай-Баскунчак). Первым начальником Управления становится полковник Мохов С.П.

Еще в начале 50-х годов вышло несколько правительственных постановлении о создании управляемого ракетного авиационного вооружения для авиационных комплексов перехвата воздушных целей. Проектирование снарядов было поручено одновременно нескольким конструкторским бюро. Так в ОКБ-2 (Министерства оборонной промышленности) под руководством П. Д. Грушина создавались ракетные системы К-5, К-б и К-51, в 0КБ-134 И. И. Торопова системы К-75 и К-7 (в вариантах К-7л с управлением по лучу радиолокатора и К-7с с головкой самонаведения), в ОКБ-4 (МОП) М. Р. Бисновата система К-8 (также в двух вариантах с управлением по лучу и самонаведением). Постановление Совета Министров СССР об испытании этих систем в составе ряда авиационных комплексов вышло 30 декабря 1954 года.Все основные испытания сосредотачивались на полигоне Владимировка в Астраханской области. С 13 мая 1953 года начались летные испытания самолета-мишени Ла-17 ,а 8 октября 1953 г начались испытания системы ракетного вооружения истребителей-перехватчиков К-5 . Ракета, сойдя с направляющей МиГ-17П (СП-6), совершила относительно прямолинейный полет С августа 1954 г. было предпринято несколько попыток пусков с СП-6 по первой советской специально разработанной беспилотной мишени - "изделию 201" Пуски "ШМ" по самолетам-мишеням начались в марте 1955 г. Первый успех пришел в праздник советских женщин. Пуск осуществлялся неподалеку от Владимировки и потому всем более или менее свободным работникам испытательного центра довелось стать свидетелями удивительного зрелища первого ракетного перехвата. Как на параде прошли в строю самолет-мишень Ту-4 и "фотограф" Ил-28, в двух километрах от них - МиГ-17 с ракетами и еще немного дальше два МиГ-15, которым предстояло добить мишень из пушек в случае неудачной или частично успешной ракетной атаки. Однако, "ШМ" не промахнулась - с самолета-фотографа зафиксировали почти прямое попадание! После принятия на вооружение в 1956 г. система получила наименование С-1-У, самолет - МиГ-17ПФУ, а сама ракета - РС-1У (реактивный снаряд первый, управляемый). Уже весной 1956 г представили на испытания К-5М во Владимировке состоялись ее первые пуски с истребителя МиГ-19 Большую часть государственных испытаний ракетоносного перехватчика МиГ-19 провел летчик-испытатель Степан Микоян. Испытательные полеты с ракетами К-5М начались 14 октября 1957 г. и продолжались десять дней. В результате, была получена положительная оценка новой системы вооружения и принято решение о запуске ее в серийное производство. После принятия системы на вооружение по Постановлению от 28 ноября 1957 г. 134-54 она получила обозначение С-2-У, ракета - РС-2У .В апреле 1958 г. во Владимировку прибыла первая партия ракет К-6В для проведения автономных летных испытаний, но едва успев их разгрузить, работники испытательной службы ОКБ-2 получили с фирмы указание -отправить ракеты обратно. Столь радикальный шаг был предпринят исходя из выпущенного 16 апреля 1958 г. Постановления ЦК КПСС и СМ СССР, в соответствии с которым все работы по К-6 и К-6В прекращались 3 декабря 1958 г.начались испытания комплекса К-51 и продолжался до 15 мая следующего года. Государственные испытания завершились 9 апреля 1960 г. В проведении испытаний участвовал будущий космонавт Г. Т. Береговой и другие летчики-испытатели ВВС - Н.И. Коровушкин, В.Г. Плюшкин, Л.Н. Фадеев, соответствии с Постановлением от 10 октября 1960 г. 1108-460 авиационно-ракетный комплекс перехвата Т-3-51 с принятием на вооружение получил обозначение Су-9-51, самолет - Су-9, РЛС ЦД-30 - РП-9, ракета К-51 - РС-2УС Испытания комплекса К-7 К концу сентября 1958 г. с МиГ-19 101 и 102 удалось провести 25 пусков, подтвердивших правильность заложенных в ракету основных технических решений. Как и следовало ожидать, распыление сил привело к недопустимому отставанию от установленных сроков. Постановлением от 4 июня 1958 г. разработка К-7 для Т-3 была прекращена и в следующем году работы по этой теме уже не велись.

Еще одним направлением являлось оснащение самолетов авиационными реактивными системами (АРС).Первая такая система прошла испытание 1954-1955 гг в ГК НИИ ВВС на истребителе МиГ-17 № 54211005 (заводской шифр СИ-16). Ответственными были назначены ведущий конструктор ОКБ-16 Г.М.Шах-Назаров, летчик-испытатель майор А.Е.Черняев и ведущие инженеры Вольников (ОКБ-155) и майор А.Тарасов (ГК НИИ ВВС). После испытаний на основании Постановления СМ СССР от 22 марта 1955 г. и приказа МО СССР от 8 апреля 1955 г снаряд АРС-57 с БЧ фугасного действия поступил на вооружение ВВС в составе авиационной реактивной системы АС-5 и получил официальное наименование С-5.

Институт принимал участие в испытаниях первых систем ПВО, таких как система “Ураган-5” (или “У-5”), которую начали разрабатывать в еще 1954 году, стала первой в СССР единой замкнутой системой автоматизированного перехвата воздушных целей. В ее наземную часть входили несколько обзорно-следящих РЛС, канал активного запроса-ответа для определения координат наводимого на цель перехватчика, цифровая управляющая машина наведения (главный конструктор - Базилевский), а также пункт наведения (главный конструктор - А. Ф. Федосеев).

В середине 50-х годов для доставки ядерных зарядов через мощные системы ПВО начались работы по созданию межконтинентальных крылатых ракет.По Постановлению СМ СССР от 20 мая 1954 года задавалась разработка МКР “Буря” (изделие”350”, В-350, Ла-350) в ОКБ-301 и МКР “Буран” (изделие”40”)-в ОКБ-23 с дальностью полета до 9000 км. Так же по Постановлению СМ от 19 апреля 1956 года задавалась разработка ракеты П-20 с дальностью полета 3200-3400 км для ВМФ-разработчик ОКБ-240.А 23 сентября 1957 года вышло Постановление Совета Министров СССР № 1145-519 по разработке новой стратегической ударной системы на основе беспилотного самолета “С”, обозначение по КБ самолет “121” (Ту-121). Головным предприятием, отвечавшим за создание всего комплекса, было утверждено КБ А.Н.Туполева (ОКБ-156 ) с дальностью поражения 3000-4000 км

В декабре 1960 январе 1961 годов происходит крупнейшая реорганизация Института. – объединение ГК НИИ ВВС (Чкаловская), ГосНИИ-6 (Владимировка), 8 ЛИС НИИ ВВС ВМС (г. Феодосия), Воздухоплавательный научно-испытательный центр (г. Вольск) в единую организацию - ГК НИИ ВВС (в/ч 15650) .По новой штатной структуре в состав Института входили: командование, штаб, политотдел, тыл ,10 испытательных управлений и другие службы.

416507, Астраханская область, г.Ахтубинск-7 ( Владимировка )

- 1-е научно-испытательное управление ГКНИИ ВВС (в/ч 18374) - служба летных испытаний истребителей-перехватчиков ПВО и самолетов фронтовой авиации

-2-е научно-испытательное управление ГКНИИ ВВС (в/ч 19163) – служба летных испытаний комплексов дальней авиации

- 5-е научно-испытательное управление ГКНИИ ВВС (в/ч 52530) – радиополигон

- 9-е научно-испытательное управление ГКНИИ ВВС (в/ч 21239) – трассово- измерительный комплекс. ( Рис-4)

- 10-е научно-испытательное управление ГКНИИ ВВС – испытание специзделий

г. Феодосия, аэродром Кировское, полигон Чауда (рис 2,рис-3)

-3-е научно-испытательного управления ГКНИИ ВВС (в/ч 36851)- служба летных испытаний авиационных комплексов противолодочной обороны

- 141100, Московская область Щелково-10 (пос. Чкаловский) (в/ч 22737)

- 4-е научно-испытательное управление ГКНИИ ВВС - испытание штурмовиков, вертолетов, учебно-тренировочных самолётов

-7-е научно-испытательное управления ГКНИИ ВВС – Управление испытания средств жизнеобеспечения и спасения ( тормозных парашутов, скафандров, катапульт )

- 8-е научно-испытательное управления ГКНИИ ВВС –Управление испытаний авиадвигателей с авиационным полком испытаний

- Вольский район Саратовской области (Рис-1)

-6-е научно-испытательное управления ГКНИИ ВВС – воздухоплавательный центр.

Институт ,в таком виде, на долгие годы стал составной частью комплексной структуры в ВВС в состав которой входят:

- Управление заказов и поставок AT и В (в/ч 25966), которое осуществляет организацию и руководство всем процессом создания и испытаний AT и В, концентрирует усилия всех участвующих в этом деле подразделений и является исполнительным органом для реализации соответствующих решений Главного командования ВВС; - военные представительства ВВС на предприятиях промышленности, призванные осуществлять многоуровневый конкретный контроль создания авиационных образцов и их серийного производства;

- 30 ЦНИИ Минобороны (Центральный научно-исследовательский институт авиационной и космической техники Министерства обороны В/Ч 48230 г. ЩЕЛКОВО-10)- головной научно-исследовательский институт ВВС, который осуществляет разработку предложений в авиационные разделы федеральной программы вооружения, обосновывает облики перспективных авиационных комплексов и обеспечивает военно-научное сопровождение работ в промышленности по их созданию;

- ГК НИИ ВВС (ГЛИЦ Минобороны) - головной летно-испытательный центр ВВС, проводящий испытания авиационных комплексов, в том числе и на их боевое применение;

- 13 ГНИИ Минобороны (Государственный научно-исследовательский институт эксплуатации и ремонта авиационной техники Министерства обороны В/Ч 75360 г. Люберцы )- головной институт ВВС по исследованию, обоснованию и оценке надежности и эксплуатационных характеристик авиационной техники и вооружения.

Объединенная вертикалью прямого подчинения главному командованию ВВС, эта система обеспечивает выполнение функций генерального заказчика Минобороны РФ по авиационной технике.

Уже в этот период создание новой авиатехники регламентируется правительственным документом ( "Положением о порядке создания авиационной техники") .Жизненный цикл любого самолета, как правило содержит деревянный образец в макетном зале ОКБ , далее постройка на заводе первого опытного экземпляра, заводские испытания, этапы “А” и “Б” государственных летных испытаний на двух базах (в г. Жуковском и г. Ахтубинске), войсковые испытания на аэродромах строевых частей В шестидесятые годы институтом проведено 2360 государственных испытаний и 1778 специальных испытаний образцов авиационной техники и вооружения.Продолжилось создание авиационно-ракетных комплексов ПВО, как в рамках модификации и модернизации самолетов П поколения, уже запущенных в серийное производство, так и создание самолетов III поколения:

В 1961 г. была начата разработка высотного варианта Р-13 с полуактивной радиолокационной ГСН, которая в 1966 г. поступила на вооружение истребителей МиГ-21МБ и МиГ-21бис. ГСН работала в диапазоне 10-20 ГГц. УР получила индекс Р-3Р (объект 320).

Ракеты Р-ЗР в сочетании с Р-ЗС стали штатным вооружением выпускавшихся в 1965-1968 годах МиГ-21С ("тип 95"), на которых устанавливался локатор РП-22С,

Так 8 октября 1963 г на аэродром ГК НИИ ВВС во Владимировке, на испытание поступил новый самолет ОКБ Сухого Су-15. Официально Госиспытания завершились 25 июня.1964 г Всего за время их проведения было выполнено 250 полетов где предстояло провести испытания системы вооружения. Работы начали с оценки возможностей РЛС, для чего использовались самолеты-цели Ил-28, Ту-16, Як-25РВ и Су-9Л.К концу года ОКБ-4 подготовило первые экземпляры ракеты К-8М1П, получившей новое обозначение К-98 (“изделие 56”). В начале 1964 г. их привезли во Владимировку, где на Т-58Д началась практическая отработка нового вида боевого применения - атаки цели в ППС. В процессе этих испытаний, подтвердилось большинство заданных характеристик системы вооружения. 30 апреля 1965 г. вышло постановление правительства, которым самолет был принят на вооружение и запущен в серийное производство. Он получил официальное обозначение Су-15, РЛС стала называться РП-15, ракеты - Р-98, а весь комплекс перехвата - Су-15-98.

С 18 марта 1961 г. по 13 июля 1964 г. в Институте прошел испытание авиационно-ракетных комплексов ПВО ОКБ Туполева - было выполнено 799 полетов. на перехватчиках летали военные летчики-испытатели Ю.Рогачев, И.Лесников, Э.Князев, Г.Береговой, И.Довбыш, штурманы-испытатели Н.Мозговой, В.Малыгин, Г. Митрофанов и А.Хализов. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №361 -132 от30 апреля 1965 г. и приказом Министра обороны №0040 от 8 июня этого же года комплекс Ту-128С-4 был принят на вооружение.( самолет -Ту-128 с ракетами Р-4Р и Р-4Т (в зависимости от типа головки самонаведения).

Разработка авиационных комплексов ПВО на базе самолетов III поколения была задана Постановлением от 5 февраля 1962 г. 131-62. Предусматривалось создание будущего МиГ-25 в вариантах перехватчика С-155 и разведчика Е-155Р, Первый полет будущего МиГ-25 в варианте разведчика состоялся 15 марта 1965 г, перехватчика - 26 октября того же года. Полностью укомплектованный бортовой радиоэлектроникой третий прототип перехватчика начал летные испытаний 16 апреля 1967 г. Испытания вооружения проводились на полигоне ГК НИИ ВВС во Владимировке с августа 1968 г. по февраль 1970 г. Постановлением от 12 февраля 1971 г. комплекс был принят на вооружение под наименованием МиГ-25-40, при этом РЛС получила обозначение РП-СА, а ракеты - Р-40.

Другой комплекс III поколения ОКБ Микояна был создан на базе самолета с изменяемой геометрией крыла МИГ-23 в вариантах перехватчика и истребителя - бомбардировщика . Государственных испытаний МиГ-23 начались 14 апреля 1968 г. Остапенко и Комаров провели комплекс испытаний ракетного вооружения самолета, выполнив в общей сложности 16 пусков УР К-23 и К-13 на высотах 5000-17000 м в широком диапазоне скоростей. Первый серийный вариант истребителя МиГ-23 (23-11, изд.2) имел штатную систему вооружения С-23 в составе РЛС "Сапфир-23Л", теплопеленгатора ТП-23 и прицела АСП-23Д. Вооружение: две ракеты средней дальности Р-23Р или Р-23Т и две ракеты малой дальности Р-3С (позднее - Р-60).

В период с июля 1969-го по май 1971 года Госиспытания (ГСИ) прошел Истребитель-бомбардировщик с крылом изменяемой геометрии Су-17.В испытаниях принимали участие летчики-испытатели С.А. Микоян, А.С. Девочкин, Э.И. Князев, В.Г. Иванов, А.А. Манучаров, Н.И. Коровушкин и Г.А. Баевский. В 1970 г. новая машина, получившая название Су-17, была принята на вооружение.

В 60-е годы в Институте проходили испытания авиационно-ракетные комплексы дальнего действия 2-го поколения такие как:

авиационно-ракетного комплекса дальнего действия К-26 (Он предназначался для поражения морских и наземных целей, а также работающих РЛС). Наземные и летные заводские испытания комплекса проводились с ноября 1966 г. по март 1967 г. на казанском авиазаводе. В них участвовали два Ту-16К-10-26, переоборудованных из серийных Ту-16К-10Д №1793014 и №2743054. В апреле они были представлены на Госиспытания, однако в связи с необходимостью доработок самого К-26 полеты комплекса К-10-26 начались в ГК НИИ ВВС только в конце 1968 г. и закончились весной 1969 г. На вооружение Авиации ВМФ К-10-26 приняли Постановлением Совмина СССР №882-315 от 12 ноября 1969 г.( Она предназначалась для поражения наземных и морских целей ракетами КСР-5 или КСР-2 различных модификаций и только морских целей - ракетами К-10СД или К-10С. Самолет стал называться Ту-16К-10-26,)

авиационно-ракетного комплекса дальнего действия К-22. Создавался в трех вариантах стратегический Х-22ПСИ;противокорабельный- Х-22ПГ;противорадиолокационный- Х-22П Летные испытания ракеты Х-22 были начаты 1 июля 1961 г. на двух бомбардировщиках Ty-22К (№ 24 и № 25), но закончились лишь в 1967 г. Комплексы приняты на вооружение в1968-1971 годах Ракетные комплексы появились и у фронтовой авиации. Уже к середине 60-х годов стало ясно , что с совершенствование средств ПВО и насыщение ими боевых порядков войск противника, фронтовой авиации требовалось создать новые средства поражения - мощные, точные, большой дальности. Решением стало появление авиационных управляемых ракет (АУР), которые позволили уничтожать наземные цели точным попаданием, нанося удар с безопасного удаления от зоны поражения зенитных средств.

Первые пуски ракет Х-66 (изделие 66) с МиГ-21 были выполнены в Институте ,уже в сентябре 1966 года. Последовала доработка и устранение конструктивных дефектов, в частности, системы управления для лучшей стабилизации по крену и отказывавших взрывателей. Тем не менее, создание первой отечественной ракеты этого класса прошло довольно гладко, и в 1968 году Х-66 поступила на вооружение фронтовой авиации

В 5-м Управлении проходили испытания различные авиационные радиотехнические комплексы такие как:

-система дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) на базе самолета Ту-126, поступила во Владимировку 24 мая 1964 г.Еще на этапе макета в ГК НИИ ВВС была создана отдельная испытательная бригада под руководством п-ка М. Г. Кононова. Его заместителем на борту назначили Д. Г. Матвиенко. Ведущими военными летчиками-испытателями Ту-126 последовательно были Г. М. Бархатов, В. И. Кузнецов, В. В. Добровольский. В некоторых полетах экипаж опытного Ту-126 возглавлял И. К. Ведерников, привлекались и другие известные летчики. После большого объема испытаний и доводок комплекс ДРЛО Ту-126 Постановлением Совмина СССР № 363-133 от 30 апреля 1965 г., а также приказами МАП № 075 от 15 мая 1965 г. и МО № 041 был принят на вооружение войск ПВО страны. В следующем году началось поступление первых машин в 67-ю отдельную эскадрилью ДРЛО (в/ч 32457).

-с октября 1965 г. по октябрь 1969 г. прошел государственные испытания самолет-разведчик МиГ-25Р -тактический разведчик Як-28Р (1962 г.), тактический самолет-постановщик радиоэлектронных помех Як-28ПП (1970) , стратегический разведчик Ту-95МР (1964) и др.

В 3-м Управлении прошел испытание противолодочный самолет Ил-38 . Государственные совместные испытания Ил-38 с системой "Беркут" проводились по приказам главнокомандующего ВВС. Начинались они 6 июня и завершились 15 декабря 1965 г. Было произведено 87 полетов , в том числе на доводку "Беркута" и магнитометра - 10 полетов . Испытания самолета производились на аэродроме Кировское близ Феодосии. Программа испытаний в соответствии с поручением зам. председателя Совмина СССР Л.В. Смирнова от 8 февраля 1965 г. и совместного решения ВВС, МАП и МРП от 3 марта 1965 г. была полностью выполнена. Самолет Ил-38 с поисково-прицельной системой "Беркут" был принят на вооружение авиации ВМФ 17 января 1969 г.

В 4-м Управлении за этот период были испытаны вертолеты Ми-6 (1959-1961)- С.Г.Бровцев; винтокрыл Ка-22 (1964)- летчик С.Г.Бровцев ; Учебные самолеты Як-28У (1961), –летчик С.Г. Дедух; учебно-тренировочный вариант самолета Су-15УТ (У-58Т) (1970); военно-транспортный самолет АН-22 (1965)

7-е Управление помимо авиационной тематики ,было подключено к испытанию средств жизнеобеспечения и спасения космонавтов. Управление испытывало для космических аппаратов катапультные кресла, скафандры, шлюзовую камеру для выхода космонавтов в открытый космос и другое оборудование.

В 1965 г. ГКНИИ ВВС переименован в 8 Государственный научно-испытательный Краснознаменный институт ВВС – 8 ГНИКИ ВВС. В 1967 г. 8 ГНИКИ ВВС было присвоено имя Валерия Павловича Чкалова.

21 сентября 1970 г. в ознаменование 50-летия Институт награжден орденом Ленина.

Летом 1970 начальником НИИ ВВС назначается генерал И.Д.Гайдаенко. Вскоре Институт был реорганизован - комплексные истребительное и бомбардировочное управления объединили в 1-е (уже не комплексное) управление испытаний боевых самолетов, переведя из них вооруженческие и радиотехнические отделы в соответствующие специализированные управления.

В 1-м управлении ГКНИИ ВВС им.В.П.Чкалова испытательные работы сосредоточились в службе летных испытаний бомбардировочной авиации (4-я, 5-я и 6-я авиационные испытательные эскадрильи), службе летных испытаний истребительной авиации (1-я, 2-я и 3-я авиационные испытательные эскадрильи), а также инженерно-испытательных отделах.

2-е Управление в основном стало заниматься испытанием авиационного вооружения

В 1973 была создана школа летчиков-испытателей ГНИКИ ВВС, позднее - Центр подготовки летчиков-испытателей и летных испытаний. 267 Центра испытания авиационной техники и подготовки летчиков-испытателей (ЦПЛИ) в городе Ахтубинске Астраханской области.

Семидесятые годы связаны с началом испытаний самолетов третьего поколения, среди которых комплекс перехвата изд.84 МиГ-25П. Испытательную бригаду возглавляли Е.И. Лозовой, Р.Г. Сидорин. Ведущие летчики-испытатели А.В. Кузнецов и Г.А. Горовой, который выполнил на этом самолете свыше семисот полетов. Практически одновременно проводились испытания разведывательно-ударного комплекса МиГ-25 РБ. Руководитель бригады - И.М. Осипов, летчики-испытатели А.С. Бежевец, Н.И.Стогов. Этот самолет мог осуществлять бомбометание по площадным целям из стратосферы. По скорости и высоте полета, а также по некоторым конструктивным решениям самолеты класса МиГ-25 не имели аналогов в мире.

Уникальные возможности самолета МиГ-25 позволили создать комплекс дальнего перехвата нового поколения, предназначенного для замены самолета Ту-128 и способного бороться не только с высотными, но и низковысотными целями. В соответствии с Постановлением от 24 мая 1968 г. предусматривалась разработка самолета Е-155МП - модернизированного варианта истребительной версии МиГ-25, будущего МиГ-31 (первый российский боевой самолет четвертого поколения). Перехватчик должен был оснащаться новой РЛС "Заслон" и новым поколением ракет воздух-воздух . Для отработки аппаратуры системы “Заслон” в 1973 году в НТК “Взлёт” были созданы 2 летающие лаборатории на базе Ту-104. Начиная с 1975 года с этих же летающих лабораторий производились и первые пуски опытных образцов ракеты (с рельсовым стартом). Отработка катапультного старта на реальных скоростях и высотах осуществлялась на летающей лаборатории МиГ-25П-10. Первые полеты истребителя с установленной ФАР Б1.01 состоялись в 1976 году. Первая самолётная мишень (М-17) была сбита 26 марта 1976 года (до этого пуски осуществлялись по парашютным мишеням ПРМ-2). 15 февраля 1978 г. впервые был выполнен полет с обнаружением и сопровождением 10 воздушных целей.

Программа госиспытаний была полностью завершена осенью 1980 года. 6 мая 1981 года комплекс МиГ-31–33 с ракетой Р-33 и СУВ "Заслон" – с первой в России и в мире бортовой РЛС с пассивной ФАР был принят на вооружение авиации ПВО

Для комплексов перехвата на базе самолета МиГ-23 с 1971 года в Институте начались испытания первой специализированной ракеты ближнего боя К-60 ("изделие 62") Р-60. 18 декабря 1973 г под наименованием Р-60 была принята на вооружение МиГ-23.Также в этом году на вооружение МиГ-23 принята ракета “воздух – воздух” средней дальности Р-23 с двумя сменными ГСН - полуактивной радиолокационной и тепловой.

Летные испытания ракеты средней дальности Р-24 проходили в период 1974-1980 гг. в качестве штатного вооружения самолетов МиГ-23МЛ и МиГ-23П с 1981 г.

Также в 70-е годы испытание в Институте проходили модернизированные комплексы ПВО; - с сентября 1970 г. Испытания Су-15ТМ проводила бригада летчиков-испытателей ГК НИИ ВВС: Э.М.Колков, В.В.Мигунов, В.И.Мостовой и С.А.Лаврентьев, ведущим инженером оставался Р.Н.Лазарев Этап “Б” ГСИ закончился в апреле 1973 г. В ходе ГСИ для отработки ракет выполнили 46 пусков К-98М, из них 36 - зачетных. В качестве мишеней использовали Ла-17М, МиГ-17М, Ил-28М иТу-16М, в т.ч. оснащенные системами постановки активных и пассивных помех, а также парашютные мишени РМ-8 и ПРМ-1 и высокоскоростную крылатую ракету-мишень КРМ. Официально самолет приняли на вооружение в составе комплекса Су-15-98М Постановлением Совета министров от 21 января 1975 г(самолета - Су-15ТМ, станции “Тайфун-М” - РП-26, а ракеты К-98М - Р-98М.) - с 1977 г авиационно-ракетный комплекс успешно завершил испытания и под наименованием МиГ-25-40Д был принят на вооружение .Постановлением от 30 июня 1979 г. при этом РЛС получила обозначение РП-25, а ракета - Р-40Д. Вновь выпущенные самолеты именовались МиГ-25ПД, а доработанные в войсках строевые - МиГ-25ПДС.

Большой объем работ был проведен в Институте по испытаниям комплексов истребительно-бомбардировочной авиации на базе самолетов: Су-17М (ГСИ в период 1972-73 г.г.,), Су-17М2 ( ГСИ завершены к ноябрю 1974 года) , Су-17М3 (ГСИ сентябрь 1976-го - декабрь 1978 года ,31.07.1981 Самолет Су-17М3 был принят на вооружение) , Су-17М4 ( ГСИ проводились с октября 1980-го по ноябрь 1982 года), Су-25 ( ГСИ с 1978- по декабрь 1980 года), Су-24 (ГСИ с января 1970-го по июль 1974-го.,Су-24М (ГСИ с декабря 1976-го по май 1981 года. Постановлением правительства от 22 июня 1983 года самолет был принят на вооружение), МиГ-23УБ (1972), МиГ-27 (1973), МиГ-25БМ Уже к середине 60-х годов оснащение различных видов войск радиотехническими средствами (РЛС орудийной наводки и разведки, станции РЭБ, РЛС ПВО) достигло такого уровня, что пришлось заняться созданием специальных авиационных боеприпасов для борьбы с этими системами .В 70-е годы в Институте прошли испытание несколько таких систем тактических противорадиолокационных ракет:

Х-28 (изд.93). на вооружение ракету приняли в 1974 году для Су-17М/М2/М3, Ту-22М, Су-24, Як-28Н, МиГ-23Б

Государственные испытания ракета, получившая обозначение Х-27ПС (изд.72), проходила в 1975-76 годах на МиГ-27. После доработок ракета успешно прошла повторные испытания в июне 1977 года и в сентябре 1980 года была принята на вооружение МиГ-27 и Су-17М3 (М4)

Во второй половине 70-х годов на испытания поступила тактическая противорадиолокационной ракеты Х-58. Ракета Х-58 создана в МКБ "Радуга" под руководством главного конструктора - И.С.Селезнева. Основным носителем ракет стал специализированный самолет МиГ-25БМ, на который подвешивается до четырех ракет Х-58. Установка ракеты Х-58 на самолет типа МиГ-25 была задана постановлением ЦК КПСС и СМ СССРв 1972 году. Ее целями предполагались ЗРК "Найк Геркулес", "Хок", "Улучшенный Хок" и "Пэтриот". Параллельно оборудовались мишенные площадки на полигоне НИИ ВВС под Ахтубинском. Излучающими мишенями поначалу служили устаревшие отечественные РЛС кругового обзора - импульсные шестиканальные П-30 и П-35, затем был создан специальный комплекс "Блесна", имитирующий РЛС ЗРК "Хок" - наиболее массовый в НАТО. К началу 1980-х годов на полигоне смонтировали также радиолокационные мишени 50П537, 50П517 и 1Р135М1М (по литерам и режиму работы аналоги "Найков" и "Улучшенных Хоков").в 1980 году новая ракета была принята на вооружение.

Для вывода из строя укрепленных сооружений (аэродромных ВПП, укрытий, капониров, плотин и тоннелей) потребовалось создание тяжелых ракет:

Государственные испытания Х-23 ( изд.68) проводились с самолетов МиГ-23 и МиГ-23Б, завершившись осенью 1973 года. В следующем году Х-23, получившая название "Гром", была принята па вооружение. На самолетах фронтовой авиации она использовалась с применением встроенной командной системы "Дельта-Н" и "Дельта-НМ" (на МиГ-23, МиГ-27, МиГ-23УБ и Су-24), а также подвесной контейнерной "Дельта-НГ" (на Су-17, МиГ-23М, МЛ, и МиГ-27К/М).

В 1973-74 гг прошли испытания тактической ракеты Х-25 (изделие 69) с лазерной системой наведения. Ракеты Х-25 были предназначены для поражения незащищенных и слабо защищенных целей - объектов коммуникаций, самолетов на стоянках и в укрытиях, полевых командных пунктов и т.п. Система наведения в подвесном контейнере позволила растиражировать ракету на разные самолеты носители МиГ-23БК, МиГ-27М/Д, Су-17М2, Су-17М3, Су-17М4, Су-24М, Су-25.

Х-29Л (изд.64Л) и Х-29Т Унификация систем наведения упростила использование ракеты и она была принята в 1980 году на вооружение всех типов машин ударной авиации - Су-17М2, М3 и М4, МиГ-27М, Д и К, Су-24, Су-25.

Испытания противорадиолокационной ракеты большой дальности Х-15 прошли с борта самолета Ту-22М2 в конце 70-х гг. (ведущий инженер Трепачкин В.А.). В 80-х она была запущена в производство под индексом Х-15 (изд. 115).

Управляемая тактическая ракета С-25Л. В 1979 году ракета С-25Л была принята на вооружение для Су-17М3, Су-17М4, Су-24М, Су-24МР, Су-25, Су-25Т.

В 70-е годы прошли испытания ряд авиационно-ракетных комплексов большой дальности;

- К-26П (Ту-16К-26П,КСР-5П противорадиолокационная модификация ракеты, система управления и наведения “Плот”.) Госиспытания начались в апреле 1972 г., а Постановлением Совмина №643-205 от 4 сентября 1973 г. система была принята на вооружение Авиации ВМФ.

- К-22М принят на вооружение в 1974 г (Ракеты Х-22МА с инерциальной системой наведения, скорость полета увеличена до 4000 км/ч; Х-22МП с пассивной РЛГСН)-самолет-носитель Ту-22КД,Ту-22М

- К-22Н принят на вооружение в 1976 г ( Ракеты Х-22Н — “активная” с новой головкой самонаведения (АРГСН типа ПМГ), “пассивная” Х-22НП - с противорадио - локационной РГСН и “автономная” Х-22НА - с инерциальной системой наведения, обеспечивающей коррекцию по рельефу местности, точность наведения до нескольких метров) самолет-носитель Ту-95К-22 ,Ту-22М2, Ту-22М3.

В 70-е годы значительную остроту приобрели вопросы повышения выживаемости комплексов ударной авиации в условиях непрерывного совершенствования систем ПВО вероятного противника. Ключевым направлением было признано оснащение самолетов дальней стратегической авиации современными маловысотными стратегическими крылатыми ракетами с дальностью пуска порядка 2500–3000 км. Такая ракета была создана и получила название Х-55 (изделие 120). Под комплекс вооружения с этой ракетой был значительно модернизирован “ветеран” стратегической авиации Ту-95. Фактически на базе дальнего противолодочного самолета Ту-142М в 1979 г. был создан новый самолет, получивший название Ту-95МС . Для их испытания в системе 9-го Управления были созданы войсковые части Суюндук, Индерборгский, Сагиз, Эмба.

Первый полет самолет Ту-95М-55 совершил 31 июля 1978 года. На этой летающей лаборатории до начала 1982 года было совершено 107 полетов общей продолжительностью 656 часов по отработке нового авиационно-ракетного комплекса со сбросом массо-габаритных макетов ракет и практическими пусками опытных образцов ракет Х55. На этапе испытаний и отработок было выполнено 10 пусков ракет Х-55, из которых семь были зачтены. Эти испытания дали богатые материалы для отработки и стратегического носителя Ту-95МС и ракеты Х-55. Ведущие инженеры А.С Абарон ,В.Г.Егоров, Н.И. Григорусь, Арменинов .31 декабря 1983 года самолет Ту-95МС с ракетным комплексом Х-55 принят на вооружение.

Большой объем испытаний авиационной техники выполнялся в Институте для ВМФ.

Так ,15 апреля 1977 года была завершена постройка первого прототипа Як-36М. 22 сентября 1970 года он впервые поднялся в воздух (лётчик-испытатель В.Г.Мухин). Заводские испытания на 4 прототипах продолжались до апреля 1972 года. После этого второй, третий и четвёртый прототипы были перегнаны в Ахтубинск, где начались Государственные совместные лётные испытания. 18 ноября 1972 года лётчик-испытатель М.С.Дексбах на втором прототипе впервые совершил посадку на палубу корабля (противолодочный крейсер “Москва”.Государственный испытания продолжались до октября 1975 года. В 1973 году началась подготовка к серийному производству на Саратовском авиазаводе. В 1974 году были собраны первые 3 серийных самолёта. Первый из них был передан в испытательный центр в Ахтубинске, второй - в центр пилотов морской авиации в Саках, третий - в ЛИИ. Первая посадка двух самолетов Як-36М на ТАКР “Киев” состоялась 18 мая 1975 г. Серийный самолет №0201 пилотировал летчик-испытатель ЛИИ МАП О.Г.Кононенко, а опытный №04 - летчик-испытатель НИИ ВВС полковник В.П.Хомяков . Ведущими инженерами тогда были: от ОКБ - В.И.Латышев, от НИИ ВВС - подполковник Г.М.Маракулин. ГСИ Як-36М на ТАКР “Киев” завершились 24 октября 1975 г.11 августа 1977 года самолёт принят на вооружение ВМФ под обозначением Як-38.

Учебный самолёт вертикального взлёта Як-36МУ. Государственные испытания начались 23 марта на базе ЛИИ в Жуковском, с сентября 1973 г продолжены в Ахтубинске. летчик-испытатель НИИ ВВС полковник В.П.Хомяков , Ведущими инженерами от НИИ ВВС - подполковник Г.М.Маракулин На втором этапе испытаний самолёт базировался на ТАКР “Киев”.Испытания завершились 12 сентября 1977 года. 11 августа 1977 года самолёт был принят на вооружение ВМФ. 15 октября он получил обозначение Як-38У (приказ МО №196).

В середине 70-х годов Институт был подключен к программе создания Экспериментального комплекса пилотируемого орбитального самолета “Спираль” включавшего в себя одноместный воздушно-космический самолет многоразового использования (изд.105) и самолет-разгонщик (изд.205), с борта которого должен был производиться запуск ЭПОС на орбиту. Самолет-аналог 105-11 поступил на полигон ГК НИИ ВВС в 1975 году . Испытывали аппарат летчики-испытатели И.Волк, В.Меницкий и шеф-пилот микояновской фирмы А.В.Федотов. Но основная нагрузка легла на плечи А.Г.Фастовца. С 1976 г. в СССР развернулось проектирование принципиально иного типа воздушно-космического самолета - “Бурана”, и к 1979 г. все работы по теме “Спираль” и изд.105 были прекращены. В 1978 - для проведения атмосферных испытаний КК "Буран" приказом ГКНИИ сформирована группа лётчиков-испытателей: Бачурин, Бородай, Мосолов, Саттаров, Соковых, Чиркин.

С февраля по ноябрь 1974 года в НИИ ВВС прошли Государственные испытания доработанного вертолёта Ми-24Д, завершившиеся с положительными результатами. В процессе испытаний был отработан широкий набор фигур и элементов боевого маневрирования: вираж, разворот, форсированный разворот, горка, боевой разворот, поворот и разворот на горке, пикирование и т.д. В ноябре 1975 года завершились испытания Ми-24В с полным комплексом вооружения. 29 марта 1976 года Ми-24В и Ми-24Д приняты на вооружение Советской Армии

В 80-е годы институт приступил к испытаниям авиационных комплексов 4-го поколения МиГ-29, Су-27, МиГ-31, Ту-160

В 1-м и 2-м Управлении проходили следующие испытания:

Постановлением от 14 июля 1974 г. была задана разработка истребителей IV поколения, получивших в дальнейшем наименования Су-27 и МиГ-29 . Испытания эти самолеты проходили на базе ГКНИИ ВС. Руководили испытаниями самолета Су-27 Г.Д. Дараган, Ю.Л. Соловьев, В.Н. Тимошенко, И.А. Роговский. Ведущие летчики В.М.Чиркин, В.С Картавенко. На самолете МиГ-29 руководители бригады И. Г. Крестинов, А.И. Таранников, ведущие летчики - В.В. Мигунов, В.И. Кондауров.

Также развернули создание новых ракет для этих самолетов. В частности, на смену ракетам семейства К-13 предусматривалась всеракурсная ракета малой дальности К-14, а взамен К-60 - высокоманевренная ракета ближнего боя К-73.К 1979 г. были начаты пуски упрощенных ракет с наземных пусковых устройств, в ходе которых отрабатывалась работа газодинамических органов управления. Отработка головок самонаведения велась на летающей лаборатории ЛЛ-124, созданной на базе Ту- 124. В том же году тремя пусками К-73 начались заводские испытания на специально переоборудованном МиГ-23МЛ ¦ 123, с борта которого уже в 1980 г. была сбита первая цель -беспилотный МиГ- 17. Затем к испытаниям подключился третий серийный МиГ-29 (¦ 919), с которого в следующем году впервые сбили МиГ-21М.В результате слияния двух коллективов разработчиков ракет "воздух-воздух" отработка К-73 завершалась в стенах ОКБ "Вымпел". Ракета ближнего воздушного боя была принята на вооружение как Р-73 Постановлением от 22 июня 1984 г.

Также для оснащения всех модификации истребителей МиГ-29 и Су-27 было создано семейство модульных ракет средней дальности (К-27) Р-27 разработаных в ГосМКБ Вымпел, проходивших испытание с 1982 года Р-27А , Р-27 Т, Р-27 Р (так, в июле 1982 г. с борта МиГ-29 ракетой Р-27Т впервые была поражена воздушная цель) и принятых на вооружение в 1983 г.

Однако комплекс вооружения МиГ-29 и Су-27 потребовалось дополнить новой ракетой средней дальности ,так как в США началась практическая реализация программы создания первой ракеты средней дальности с активной радиолокационной ГСН - AMRAAM (AIM-120A). Поэтому с начала восьмидесятых годов для самолетов 4 и 5 поколения в Советском Союзе было развернуто проектирование ракеты средней дальности массой не более 160-165 кг, оснащенной активной радиолокационной ГСН. Ракета должна была сопрягаться с новыми РЛС, разрабатывавшимися для Су-27М и МиГ-29М. Советская ракета, впоследствии представлявшаяся на многочисленных выставках как Р-77 (РВВ-АЕ), внешне отличалась от AMRAAM, в основном решетчатыми рулями, впервые примененными на ракете "воздух-воздух". Начиная с мая 1984 г. ракета проходила летные испытания в составе вооружения самолета МиГ-29 ¦ 919. В 1984 г. новую ракету запустили в серийное производство. Государственные испытания завершились в 1991 г., а 23 февраля 1994 г. ракету официально приняли на вооружение.

Для борьбы с наземными и надводными целями было разработано и испытано несколько ракетных комплексов:

Против высокоживучих капитальных инженерных сооружений, прикрытых мощной системой ПВО, - тяжелые управляемые ракеты Х-59 “Овод” (изд. Д-9, разработка КБ "Радуга") и корректируемые авиабомбы КАБ-1500ТК (НПО .Регион”). С 1982 года ракета Х-59 проходила испытания на истребителе-бомбардировщике Су-17М4. Принята на вооружение самолетов фронтовой авиации Су-24М, Су-ЗОМК, Су-17М4 и др. в середине 1980-х годов.

В 1983 года начались испытание ракеты Х-31 на МиГ-27М. Государственные испытания противокорабельной ракеты Х-31А на самолете-носителе Су-27М были завершены в 1989 г. По результатам испытаний комплекс был рекомендован к принятию на вооружение, а ракета Х-31А - к запуску в серийное производство. Приблизительно в то же время закончились испытания противорадиолокационной ракеты Х-31П.

В середине 80-х годов объем работ в Институте значительно возрастает. Так в 1986 году выполнено 1320 НИР. Испытания проходят авиационные и наземные комплексы А-50,Т-10 ( Су-27) ,9-12 ( МиГ-29) , “Рельеф” , Ту-160. Системы вооружения Х-59М , Х-58 , Х-31, изд.“115” ( Х-15) , изд.“117” , изд.“125” (Х-55СМ) , изд.“254” , изд.“255” , изд.“170” (Р-77) , изд.“470” (Р-27) , изд.“520” , и др. Бюджет института составил 135 млн. рублей.

Все это сказалось на решении о структурной реорганизации Института для более эффективного проведения испытательных работ. В 1986 году Управления были преобразованы в научно-испытательные управления ГКНИИ ВВС им. В.П.Чкалова.

В 1984 году начался второй этап совместных Государственных испытаний (изд. 70) Ту-160. Летчики-испытатели ГК НИИ ВВС полковники М.И.Поздняков, В.С.Смирнов, Н.Ш.Саттаров, С.С.Попов, B.C.Неретин (штурман), подполковники П.Петров, С.Мартьянов и другие пилоты провели большое количество полетов на первых серийных Ту-160, в которых удалось, в основном, подтвердить заявленные характеристики самолета и соответствие их тактико-техническим требованиям Заказчика. Испытательной бригадой пилотов руководил Л.И.Агурин, а ряд полетов по программе испытаний провел будущий начальник ГК НИИ ВВС Л.В.Козлов, перешедший на работу в военный институт из Дальней авиации. Ту-160 принят на вооружение ВВС СССР в мае 1987 года.

Полигоны, 9-го Управления расположенные на юге страны, как нельзя лучше подходили для отработки основного ударного вооружения "семидесятки" - автономных крылатых ракет Х-55СМ с дальностью полета до 3000 км. При пусках крылатых ракет бомбардировщик сопровождал специальный самолетный командный измерительный пункт (СКИП) - самолет "976", принимавший телеметрическую информацию с борта Ту-160 и самой ракеты, а также следивший за ее полетом. Бывали случаи, когда из-за сбоев в системе управления ракета становилась "неуправляемой" и сходила с маршрута. В таких ситуациях подавалась команда на ее подрыв. При пусках на предельную дальность бывали случаи, когда ракета продолжала следовать к цели уже после посадки самолета-носителя. Круговое вероятное ее отклонение от цели удалось довести до 18-25 м.Летчики-испытатели ГК НИИ ВВС выполняли полеты не только на большую дальность и на боевое применение, но и отрабатывали режимы полета на малой высоте с огибанием рельефа местности и дозаправкой топливом в воздухе. Большого внимания потребовала и доводка БРЭО, особенно нового ПрНК "06зор-К" и его основной компоненты - БРЛС "Поиск", а также бортового комплекса обороны "Байкал". Элементы последнего испытывались на радиотехнических полигонах под Оренбургом и в Средней Азии. В целом , на совместных госиспытаниях к середине 1989 года на самолетах Ту-160 было совершено примерно 150 полетов, из них четыре - с пусками крылатых ракет Х-55СМ, причем один - с одновременным сбросом ракет из обоих грузоотсеков. В процессе совместных Государственных испытаний самолеты постепенно готовили к передаче в опытную эксплуатацию ВВС.

С 1976 года в ОКБ “Новатор” ( Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 9 декабря 1976 года ) проводились работы по созданию крылатой ракеты большой дальности 3М-10 “Гранат” для подводных лодок ВМФ . Часть испытаний в начале 80-х годов ракета прошла на полигоне ГК НИИ ВВС в Ахтубинске (пуски с наземного стенда и облет изделия ) возглавлял испытательную бригаду подполковник Лукьянченко Анатолий Иванович.

В 1982 году США завершили испытания, отработку и приняли на вооружение стратегический ракетный комплекс наземного базирования GLСМ с крылатыми ракетами ВGМ-109 и немедленно приступили к развертыванию их на территории европейских стран. В ответ на это было принято Постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 108-32 от 4 октября 1984 года о строительстве отечественного ракетного комплексе "Рельеф" на базе ракеты “Гранат” . Разработчиком комплекса было определено Свердловское машиностроительное конструкторское бюро "Новатор". Техническим руководителем стал начальник НИИ ВВС генерал - полковник Агурин Леонид Иванович. В состав комиссии входили представители НИИ ВВС - Инюшин О.Б., Бетехтин П.Н., Евтушенко А.И. Для решения практических задач по проведению испытаний и подготовки техники к боевым пускам была сформирована испытательная бригада, в состав которой входили все необходимые специалисты: по системам боевого применения; по средствам связи; по подготовке и пуску ракет и т.д. Среди специалистов - Евтушенко И.А.,Кудряшов С.А., Старовойтов Ю.М., Учайкин В.Г., Борихновский В.С., Глазов А.Н., Махсма В Г, и др.. Возглавил испытательную бригаду подполковник Лукьяиченко Анатолий Иванович. На этапе летно - конструкторских испытаний было произведено 4 пуска макетов и 6 пусков боевых ракет в полной боевой комплектации.

Тем же Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 9 декабря 1976 года НПО “Машиностроению” поручили создание стратегического ракетного комплекса со сверхзвуковой крылатой ракетой “Метеорит” с дальностью полета 5000 км ; Для подводных лодок 3М25 “Метеорит-М”; для вооружения бомбардировщиков изделие 255 “Метеорит-А”; для наземного комплекса “Метеорит-Н”.

С 1983 года (изделие 255 ) проходило испытание на полигоне в Ахтубинске. Пуски с Ту-95МА по трассе Грошево-Тургай-Терехта-Макат-Сагиз-Эмба. Первый пуск с Ту-95МА 11 января 1984 был неудачен. Ракета полетела совсем “не в ту степь” и на 61-й секунде была самоликвидирована. Следующий воздушный пуск с Ту-95МА состоялся 24 мая 1984 г. с тем же результатом. Ракету опять пришлось самоликвидировать. В конце 1984 г. работы по авиационному варианту “Метеорита” были прекращены. КР Х-55 к этому времени уже производились серийно.

Госиспытания Многоцелевого учебно-боевого истребителя МиГ-29УБ начались в 1981 г, а в 83-м документы о принятии его на вооружение уже были подписаны.

Первыми в боевые самолеты 4-го поколения внесли ряд новых особенностей американцы, и, прежде всего, это была многофункциональность. Конкуренты МиГов постепенно стали получать возможность не только вести наступательный воздушный бой, но и наносить удары по наземным и морским целям высокоточным оружием вне зоны ПВО и при отсутствии видимости, выполнять воздушную разведку, заниматься подавлением ЗРК и радиоэлектронной борьбой. Такие самолеты стали относить к поколению "4+".. Это обстоятельство вызвало появление новой генерации самолетов Су-27М и МиГ-29М . Появление модификации МиГ-31Б и МиГ-29С было вызвано разоблачением шпиона А.Толкачева .Через него на протяжении ряда лет (1977-1985)происходила утечка важнейшей информации. Выяснилось, что он, будучи агентом западных спецслужб, передавал хозяевам секретные данные по системам вооружения МиГ-29 и МиГ-31

В конце 80-х гг. проходили испытания:

- МиГ-31Б ("изделие 01Б") с улучшенной радиолокационной станцией и доработанными ракетами Р-33С и двигателями Д-30Ф6; - С 1989 по 1991 год прошел испытание и в 1994 г. был принят на вооружение Многоцелевой истребитель МиГ-29С . С новой системой управления вооружением СУВ-29С и добавлены новые ракеты РВВ-АЕ, Р-27Т, Р-27ЭР и Р-27ЭТ -двухместный Су-27УБП (Т-10ПУ) позднее Су-30 истребитель-перехватчик и воздушный командный пункт для управления боевыми действиями группы одноместных Су -27; - МиГ-31М (Новая БРЛС "Заслон-М" и новые ракеты большой дальности (Р-37)) не пошел в серию; - Су-27М (в дальнейшем Су-35) одноместный многоцелевой фронтовой истребитель с новой системой управления вооружением и добавлены новые ракеты РВВ-АЕ, Р-27Т, Р-27РЭ и Р-27ТЭ , противорадиолокационными ракетами Х-31П, противокорабельными ракетами Х-31А .В 1996 г. первые самолеты данной модификации поступили на вооружение ВВС России; - МиГ-29М ((в дальнейшем МиГ-33) оборудовали новой системой управления вооружением С-29М (СУВ-29М), В состав управляемого вооружения класса “воздух-воздух” была включена новая ракета средней дальности РВВ-АЕ.,а также Р-27Т, Р-27РЭ и Р-27ТЭ, противорадиолокационными ракетами Х-31П, противокорабельными ракетами Х-31А. МиГ-29М успешно прошел летно-конструкторские испытания и первый этап ГСИ, и в 1991 г. заказчик выдал предварительное заключение на запуск его в серийное производство. Однако в 1991 г. были прекращены закупки МиГ-29 для ВВС России, а объемы ассигнований для ОКБ по тематике фронтовых истребителей были значительно урезаны.

- Су-25Т госиспытания с 1988 года. Из военных летчиков в испытаниях принимали участие В.С.Картавенко, А.В.Павленко и В.Н.Воронов. Акт об окончании госиспытаний был подписан Главкомом ВВС в сентябре 1993 года

Также в конце 80-х на испытания поступили ракетные комплексы с ракетами:

Х-32 (ракета для замены Х-22); Х-35; Х-35 должны были войти в состав вооружения большинства ударных самолетов АВМФ, включая палубные МиГ-29К, штурмовики Су-25ТМ, дальние патрульные Ту-142, и вертолеты Ка-27, Ка-29 и Ка-31А-7.

Х-41 Разработка противокорабельной ракеты ''Москит'' 3М-80 была начата в МКБ ''Радуга'' в 1973 г. под руководством главного конструктора И.С. Селезнева.Первоначально ракета разрабатывалась в корабельном варианте для вооружения эсминцев, ракетных катеров и экранопланов. Ракета 3М-80 предназначалась для замены крылатых ракет П-15. В 1984 г. корабельный вариант ''Москита'' 3М-80 был принят на вооружение на эсминцах типа ''Современный'' (проект 956). Работы же над авиационным вариантом ''Москита'' Х-41 затянулись, и он был принят на вооружение между 1992 и 1993 гг.

Х-65 - тактическая модификация Х-55 с обычной боеголовкой

В 5-том Управлении проходили испытания:

- самолет радиолокационного дозора и наведения (РЛДН) А-50 .Основной этап испытаний, с 1980 г. по 1985 г., проходил в Государственном научно-исследовательском Краснознаменном институте ВВС (г.Ахтубинск). Возглавляли испытательную бригаду п-к Мишин А.И.,п-к Петрусев В.Г.затем Романов. Официально на вооружение комплекс был принят в 1989 г.

- МиГ-25РБФ-самолет радиотехнической разведки - Ту-142М с системой “Саяны” (бортовой комплекс радиоэлектронного противодействия ) - Ил-76 с системой “Алтай”

В 3-м Управлении проходили испытания:

- Для отработки авиационно-технических средств обеспечения взлета и посадки палубных самолетов (катапульты, аэрофинишера, аварийного барьера, оптических и радиотехнических систем посадки), изучения специфики корабельного базирования самолетов, а также тренировок будущих летчиков палубной авиации в Крыму вблизи г. Саки на аэродроме Новофедоровка ( Рис. 1) решено было построить Научно-исследовательский и учебно-тренировочный комплекс (НИУТК), получивший позднее название “Нитка”. В сентябре 1984 г. впервые в нашей стране здесь была успешно осуществлена аэрофинишерная посадка самолетов Су-27. С августа следующего года на " Нитке " начались испытания по взлету самолета-лаборатории Су-27 с трамплина принятой для строящегося корабля геометрии. Затем здесь же провели летные испытания самолетов-лабораторий МиГ-27, МиГ-29 и Су-25. Помимо летчиков ОКБ А.И.Микояна, П.О.Сухого и ЛИИ к испытаниям привлекались также военные летчики из ГК НИИ ВВС (11017).


10 сентября 1920 г. приказом Главвоздухофлота быфло утверждено “Положение об опытном аэродроме”, которое разработал А.Н.Вегенер используя опыт работы Летных отделов ЦАГИ и Главвоздухофлота. Место базирования Опытного аэродрома было определено Ходынское поле в г. Москве.

21 сентября 1920 г. приказом РВС №1903 Летный отдел был расформирован и учрежден штат Опытного аэродрома на Ходынском поле. Состав штата Опытного аэродрома также как и Летного отдела насчитывал 158 человек, из них 4 летчика и 30 человек инженерно-технического состава [7]. Этот аэродром в Советской республике стал испытательной базой, явившейся закономерным продолжателем испытательных дел российского Главного аэродрома, сделавшим свои первые шаги в Петрограде под руководством А.Н. Вегенера весной 1916 г.

Следует отметить, что в приказе №1903 не содержится указаний на формирование и создание новой испытательной организации. В приказе говорится только о расформировании Летного отдела и принятии положения и штатов Опытного аэродрома.

Среди просмотренных архивных документов не были найдены ни приказы, ни распоряжения, ни другой какой-либо официальный акт о роспуске или ликвидации действовавшего Петроградского Главного аэродрома и АИС и о прекращении строительства Херсонского Главного аэродрома. Эти два российских авиационных испытательных центра погасли стихийно, в силу чрезвычайных обстоятельств, вызванных Октябрьской революцией и гражданской войной [26].

Главный аэродром явился прародителем Государственного ордена Ленина Краснознаменного Летно-испытательного Центра МО им. В.П.Чкалова (ГЛИЦ) (11425).




<< предыдущая страница   следующая страница >>