www.uzluga.ru
добавить свой файл


Введение в Хумаш. Автор р. Моше Пантелят

  • Материал для самостоятельного изучения к вводной лекции факультета «Хумаш» (Письменная Тора) программы заочного обучения «Алеф Бина»


Книга, которую мы будем изучать, называется Хумаш или Пятикнижие. Это общее название первых пяти книг Библии.

  • Книга, которую мы будем изучать, называется Хумаш или Пятикнижие. Это общее название первых пяти книг Библии.

  • В самом Хумаше написано, что весь его текст, слово за словом, был продиктован Б-гом пророку Моше в Синайской пустыне более тридцати трех столетий назад.



Содержание Хумаша широко известно.

  • Содержание Хумаша широко известно.



Мы знаем, что слово Тора употребляется не только в узком смысле этого слова - текст Пятикнижия, Хумаша, но и в широком значении: под этим словом подразумевается вся традиция иудаизма, совокупность его законов, обычаев, мировоззрений. Источник самой традиции - Устная Тора, полученная на Синае наряду с Письменной (Пятикнижием).

  • Мы знаем, что слово Тора употребляется не только в узком смысле этого слова - текст Пятикнижия, Хумаша, но и в широком значении: под этим словом подразумевается вся традиция иудаизма, совокупность его законов, обычаев, мировоззрений. Источник самой традиции - Устная Тора, полученная на Синае наряду с Письменной (Пятикнижием).



Ответим сначала на второй вопрос словами рава Шимшона Рефаэля Гирша:



В любом случае попытка изучать Тору только по тексту Пятикнижия неизбежно приведет к заблуждениям. Чтобы понять всю ее глубину, необходимо обратиться к Устному учению, которое передавалось из поколения в поколение на протяжении полутора тысяч лет, пока не было записано в период между 200-500 годами н.э. Кодификация Устного учения началась с Мишны, вслед за ней были записаны сборники преданий Устной Торы: Мидраш Раба, Мидраш Танхума и другие.. Завершается весь процесс кодификацией Талмуда.

  • В любом случае попытка изучать Тору только по тексту Пятикнижия неизбежно приведет к заблуждениям. Чтобы понять всю ее глубину, необходимо обратиться к Устному учению, которое передавалось из поколения в поколение на протяжении полутора тысяч лет, пока не было записано в период между 200-500 годами н.э. Кодификация Устного учения началась с Мишны, вслед за ней были записаны сборники преданий Устной Торы: Мидраш Раба, Мидраш Танхума и другие.. Завершается весь процесс кодификацией Талмуда.



На страницах Талмуда и Мидрашей мы находим ту конечную информацию, которая передавалась прежде из уст в уста. Не хватает в этих книгах одного - связи между текстом Пятикнижия и утверждениями Устной Торы. Мидраш утверждает, что значение данного слова или предложения такое-то, но каким образом это закодировано в самом тексте - Мидраш зачастую не дает ответа. Но мы знаем, что вся Устная Тора закодирована в Письменной, как устная лекция в конспекте. Однако составители Мидрашей не считали нужным доводить до читателя технику кодирования и анализа текста. Их заботило только одно: чтобы Устная Тора не забылась, поэтому они записали лишь ее конечные выводы.

  • На страницах Талмуда и Мидрашей мы находим ту конечную информацию, которая передавалась прежде из уст в уста. Не хватает в этих книгах одного - связи между текстом Пятикнижия и утверждениями Устной Торы. Мидраш утверждает, что значение данного слова или предложения такое-то, но каким образом это закодировано в самом тексте - Мидраш зачастую не дает ответа. Но мы знаем, что вся Устная Тора закодирована в Письменной, как устная лекция в конспекте. Однако составители Мидрашей не считали нужным доводить до читателя технику кодирования и анализа текста. Их заботило только одно: чтобы Устная Тора не забылась, поэтому они записали лишь ее конечные выводы.



Среди крупных комментаторов Торы первое место занимает РАШИ (рабби Шломо Ицхаки), живший во Франции в XI веке.



Приблизительно в ту же эпоху,

  • Приблизительно в ту же эпоху,

  • когда жил РАШИ, в Испании

  • появился другой крупный

  • комментатор - рабби Авраам ибн

  • Эзра. Это был удивительный

  • человек. Помимо Торы он

  • занимался астрологией,

  • математикой, философией и

  • поэзией. Не имея гроша за душой,

  • он скитался всю жизнь и успел

  • объездить весь свет. Его

  • комментарий отличают две черты:

  • широкое использование грамматики

  • иврита для объяснения сложных

  • мест в тексте и крайний

  • рационализм.



В Торе тоже есть "многослойность", только несколько иная. Существует много уровней понимания одного и того же текста. Принято разделять все эти уровни на четыре группы:

  • В Торе тоже есть "многослойность", только несколько иная. Существует много уровней понимания одного и того же текста. Принято разделять все эти уровни на четыре группы:



Ни один из этих уровней не исключает другого, они дополняют друг друга. Иногда в одном и том же рассказе Торы пшат описывает события так, как воспринимает их сторонний наблюдатель, видящий конкретные действия и слышащий произносимые слова. Драш вскрывает внутреннее содержание событий: что думают и чувствуют люди. Мысли и переживания не воспринимаются сторонним наблюдателем, поэтому в пшате, то есть в самом тексте, о них нет упоминания. Только драш вскрывает внутренний мир героев. Ремез забирается еще глубже - в подсознательное.

  • Ни один из этих уровней не исключает другого, они дополняют друг друга. Иногда в одном и том же рассказе Торы пшат описывает события так, как воспринимает их сторонний наблюдатель, видящий конкретные действия и слышащий произносимые слова. Драш вскрывает внутреннее содержание событий: что думают и чувствуют люди. Мысли и переживания не воспринимаются сторонним наблюдателем, поэтому в пшате, то есть в самом тексте, о них нет упоминания. Только драш вскрывает внутренний мир героев. Ремез забирается еще глубже - в подсознательное.



Вопросы по пройденному материалу.