www.uzluga.ru
добавить свой файл


Культурологический компонент в преподавании математики

Мацукевич Л.В.

учитель математики

МОУ лицея №17



Еще в начале двадцатого века г. Мюстенберг писал:



«Детство – самоценный период человеческой жизни, ключ к пониманию природы человека»

Педагогическая деятельность и является той деятельностью, которая создаёт условия саморазвития и самообразования ребёнка, обеспечивая для него пространство выбора, возможностей свободного и творческого действия.



В работе использую авторскую педагогическую технологию, в которой сочетаются:

  • Идеи технологии личностной ориентации учебного процесса;

  • Идеи «диалога культур» (В. Библера и др.), направленные на культурологизацию и гуманизацию математического образования;

  • Идеи А.Флиера о включении в образовательный процесс сведений из истории мировой культуры

  • Идеи В. Монахова и Г.К. Селевко о новом способе познания мирового и отечественного социо-культурного пространства в его истории и современности



Цель моей педагогической технологии:





Включение культурологического аспекта в преподавании математики решает основную задачу педагогической деятельности:

  • Найти индивидуальность в каждом ребёнке

  • Поддержать в нем самобытность

  • Помочь в самореализации и саморазвитии

  • Сформировать целостное культурное сознание школьника



Основные пути реализации включения культурологии в математику Г. Гутнер в работе «Образ культуры в курсе «чистой математики», указывает три возможных пути:



Культурологический компонент в уроках:

  • «Исторические миниатюры» - краткий популярный рассказ о жизни и деятельности знаменитых ученых, переданный в виде вопросов и заданий.

  • «Философские словарики» - толкование новых слов философского и математического смысла, знакомство с афоризмами и их умелое применение.

  • Творческие домашние задания

    • составление вопросов по теме
    • кроссворды
    • эссе
    • рефераты
    • контрольные работы для моего друга
  • Мини-сочинения:

    • «О чем бы я хотел поговорить с Платоном, Сократом, Фалесом»
    • «Если бы я учился в пифагорейской школе…»
    • «Если бы я был учителем математики…» и т.д.
    • Презентации , как культурологические сюжеты


Авторская серия уроков «Познай секреты математики: от античности до наших дней»:

  • Путешествие по дорогам математики вместе с Фалесом, Сократом, Платоном. 6 класс

  • «Метод координат: прямая, плоскость, пространство». 7 класс

  • «О свойствах и признаках равнобедренного треугольника вместе с «Алисой в стране чудес»». 7 класс

  • Треугольник Паскаля. 7 класс

  • «Диофант. Диофантовы уравнения». 8 класс

  • «О Пифагоре, его знаменитой теореме и способах ее доказательства». 8 класс

  • «Пифагор. За легендой – истина» 8 класс

  • «Правильные многоугольники и многогранники». 9 класс

  • Эти многоликие логарифмы. 10 класс



Новая серия уроков для пограничного класса «Тактико – математические учения в зоне бедствия»



Культурологический компонент в преподавании геометрии. 8 класс



Авторские спецкурсы, факультативы и элективные курсы:

  • «Ступени знаний. ЗФТШ» (9,10,11 класс)

  • «Математика и экономика». 11 класс

  • «Делимость числа». 8-9 класс

  • «Математическая логика». 10-11 класс

  • «Математика и искусство». 8 класс

  • «Познай секреты математики». 9 класс

  • «Модуль. Уравнения и неравенства». 9 класс

  • «Мир. Математика. Математики» 10-11 классы

  • «Элементарная математика в ЕГЭ» 10 класс



Единственный опыт в нашем регионе – выпуск культурологического журнала. (1993-2010 уч. г.)

  • Смекалка №1

  • Смекалка №2

  • Смекалка №3

  • «Числа в веках»

  • «Великие жизни в математике»

  • «Мир Чисел»

  • «Галерея чисел»

  • «Вокруг числа»

  • «Омар Хайям – философ, математик, астроном, поэт».

  • «Пифагоромания»

  • «Философия числа»

  • «Мир Симметрии»

  • «В поисках золотого сечения»



Антология культурологических журналов (1993 – 2010 гг)



Проектно - исследовательская деятельность

  • 2001 г. «Омар Хайям – философ, математик, поэт, астроном». Комиссарова А. 11 «Б»

  • 2003 г. «Пифагоромания». группа учащихся 9 «А»

  • 2004 г. «Философия числа». Гузанов Д. 10 «Б»

  • 2005 г. «Мир симметрии». Гилас Е., Полубехина В 11 «А»

  • 2007г. «В поисках золотого сечения». Кушнир М., Трегубова К., Петрова М. Забелин Д. 9-г

  • 2009 г. «Кремлевский час. Школа будущего». Всероссийская акция. Уч-ся 10-г класса