www.uzluga.ru
добавить свой файл
  1 2 3 4 5 6



Программа курса


Программа курса религиоведения рассчитана на студентов – бакалавров по связям с общественностью. Она охватывает историю наиболее значительных религий мира с древнейших времен до современности, а также основные социологические и психологические концепции религиоведения. Распределение материала по темам соответствует основным проблемам курса. Список литературы содержит в основном работы универсального содержания, большей частью ориентированные на проблемный, принцип.

Содержание курса


Модуль 1. История религии

Лекция 1. Предмет и история религиоведения. Границы между основными проблемами религиоведения: историей, социологией и психологией религии. Варианты внутренней периодизации истории религии. Функции религии. Основные направления в религиоведении. Прилагается алгоритм.

Типология религий: религия и магия; религия и мифология. Природа, функции и типы мифов. Логика мифологического мышления. Основные формы и география религий. Классификация религий. Племенные культы, национальные и мировые религии. Естественные религии и религии откровения. Природа и сущность политеизма.

Религии Востока. Становление египетского пантеона. Эволюция египетской религии. Религия древних шумеров. Формирование и развитие вавилонского пантеона. Гимны и молитвы. Общие понятия вавилонско-ассирийской религии. Легенды о богах и героях.

Рекомендуемая литература по теме:

обязательная:

Эпос о Гильгамеше http://www.russianplanet.ru/filolog/epos/gilgamesh/text.htm

Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие. М., 2005.

Васильев Л.С. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество): Учеб. пособие для вузов. М., 1983.

Религиоведение / под ред. М.М.Шахнович. М. и др.: Питер, 2007.

дополнительная

Религия в истории и культуре: Учебник для вузов /Под ред. М.Г.Писманника. М., 2000.


Лекция 2. Основные национальные религии Индии - брахманская традиция; индуизм, буддизм и джайнизм. Ведическое миросозерцание древних индийцев. Трансформация ведической религии. Божества Атхарваведы. Касты. Брахманизм. Основы древнеиндийской религиозной философии. Жреческие божества. Философия Упанишад.

Индуизм: общий смысл и характерные черты. Возникновение индуизма. Религиозно-философские основы индуизма. Боги и учение о богах. Сказания и мифы. «Махабхарата и Рамаяна». Попытки реформирования индуизма. Джайнизм как оппозиционное учение. Буддизм в Индии.

Культурный контекст возникновения буддизма. Гаутама Будда. Специфика буддийского вероучения. Основные направления и школы в буддизме. Буддийская космология и антропология. Культовая практика в буддизме.

Рекомендуемая литература по теме:

обязательная:

Альбедиль М.Ф. Буддизм. СПб., Питер, 2006.

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1980.

Гусева И.Р. Индуизм. М., 1977.

дополнительная:

Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990.


Лекция 3. Авраамические религии – иудаизм, христианство (католицизм, православие, протестантизм), ислам.

Возникновение культа Яхве. Библия. Ветхий Завет. Иудейская община. Кумранская община. Раннее христианство. Исторический контекст и богооткровенное происхождения христианства. Основы христианского учения.

Понятие и структура Церкви. Церковные таинства. Значение евхаристии в жизни Церкви. Христианская эсхатология. Христианство в Европе. Крестовые походы. Христианское монашество, истоки и традиция. Разделение христианской церкви. Католицизм в современном мире.

Различие римской и православной догматики. Принятие христианства на Руси. Русское православие в период формирования и укрепления централизованного государства. Деятельность патриарха Никона. Церковный раскол. Старообрядчество. Церковная реформа Петра I. Синодальный период (XVII- начале XX вв.) Русская православная церковь с 1917 до наших дней.


Список используемой литературы и средства обучения.

Литература на русском языке

Алов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Мировые религии. М., 1998.

Альбедиль М.Ф. Буддизм. СПб., Питер, 2006.

Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи /Пер. с англ. М., 1988.

Васильев Л.С. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество): Учеб. пособие для вузов. М., 1983.

Капустин Н.С. Особенности эволюции религии (на материалах древних верований и христианства). М., Мысль, 1984.

Крывелев И.А. История религий. Очерки в двух томах. 2-е изд., дораб. М., 1988.

Мень А. История религии в семи томах. М., 1991-1992.

Мещеряков А.Н. Древняя Япония: буддизм и синтоизм (проблема синкретизма). М., Наука. 1987.

Осипов А.И. Основное богословие. М., 1994.

Основы религиоведения /Под общ.ред. И.Н.Яблокова. 2-е изд., испр. и доп. М., 1998.

Пиотровский М.Б.Коранические сказания. М., 1991.

Религия в истории и культуре: Учебник для вузов /Под ред. М.Г.Писманника. М.,

2000.

Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие. М., 2005.

Иностранная литература.

The Anglican tradition. London, 1991.

Arianism after Arius: Essays on the development of the fourth century Trinitarian conflicts. Edinburg, 1993.

Mackie J. The miracle of theism. Oxford, 1982.

Richards J. The Popes and the Papacy in the Early Middle Age: 476-752. London, 1979.

Williams G.H. The radical reformation. Kirkswille (Montana), 1992.

Документальные фильмы. См. медиатеку, каб. 307.

Животные как боги.

Средство обучения на всем протяжении курса одно – алгоритмизация текста с целью его лучшего освоения.


Модуль 2. Социология религии.

Лекция 4. Предмет и структура социологии религии. Основные социологические теории религии. Социальные функции религии. Религиозное сознание, религиозная деятельность. Культ как род религиозной деятельности; его разновидности. Внекультовая деятельность. Религиозные отношения. Религиозные организации: церковь, секта, деноминация, культ.

Рекомендуемая литература по теме:

Левада Ю.А. Социальная природа религии. М., 1965.

Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1979.

Мчедлов М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. О социальном портрете современного верующего //Социс. 2002. № 7.


Лекция 5. Социальные позиции религии в обществе. Сакрализация, клерикализация, секуляризация. «Приватизация» религии. Религиозный фундаментализм. Религия и основные социальные институты общества. Религия и политика. Религия в процессах формирования политических институтов. Религия и политическая власть в России. Государство и русская православная церковь. Государство и мусульманская умма. Религия и идеология.

Рекомендуемая литература по теме:

Гараджа В.И. Социология религии. М., 1996.

Основы религиоведения /Под общ.ред. И.Н.Яблокова. 2-е изд., испр. и доп. М., 1998.

Религиоведение / под ред. М.М.Шахнович. М. и др.: Питер, 2007.


Лекция 6. Взаимосвязь религии и экономики в социологии. Влияние православия на социально-экономические отношения в России. Протестантизм и экономика. Нормативные аспекты отношений религии и семьи в обществе.

Рекомендуемая литература по теме:

Гараджа В.И. Социология религии. М., 1996.

Деков В.У. Религия и духовная культура общества: проблемы взаимодействия. М., 1989.

Лапицкий М.И. Труд и бизнес в зеркале религий. М., 1998.

Основы религиоведения /Под общ.ред. И.Н.Яблокова. 2-е изд., испр. и доп. М., 1998.

Форсова В.В. Православные семейные ценности //Социс. 1997. № 1.

Hargrove B. The sociology of religion: Classical and contemporary approaches. Arlington Heights (III): AHM publ. corp., 1979.

См. также указатель литературы к практическим занятиям.


Модуль 3. Психология религии в системе религиоведения.

Лекция 7. Конфессиональная и внеконфессиональная, церковная и внецерковная психология религии. Психологические предпосылки религиозности. История психологии религии. Религиозная вера. Сущность и специфические черта религиозного сознания. Особенности религиозной веры. Нерелигиозная вера.

Религиозно-нравственный опыт: искушение и противостояние искушению; чувство греховности; опыт покаяния и исповеди. Религиозный опыт в системе религиозного мировоззрения. Отношение к религиозному опыту в христианской церковной традиции.

Рекомендуемая литература по теме:

Введение в общее религиоведения. М., 2001 г.

Джеймс В. Многообразие религиозного опыта. Спб., 1992 г.


Лекция 8. Вера как психологическое состояние. Соотношение религиозной и нерелигиозной веры. Феномен веры в свете проблемы “когнитивного диссонанса”. Психологические предпосылки “веры в невидимое”. Эмоциональные и когнитивные составляющие религиозной веры. Мотивы религиозной веры и ее влияние на мотивацию. Религиозная вера в свете энергетической парадигмы в психологии. Связь веры, восприятия реальности и генезиса ценностного переживания. Переживание достоверности и возможные процедуры удостоверения. Вера и авторитет. Вера и разум. Вера и опыт. Модели человека в религиозной традиции и в традиции научного мировоззрения. Религиозность и психологический мир личности. Соотношение религиозных и нерелигиозных ценностей в системе жизнедеятельности индивида. Религия как ответ на проблемы смерти, судьбы, “заброшенности в мир”, смысла жизни. Классификации типов личности применительно к психологии религии. Религиозное обращение как смена установки типа. Параметры исследования личной религиозности. Понятие о “зрелой” и “формирующейся” религиозности. Факторы формирования личного образа Бога.

Рекомендуемая литература по теме:

Введение в общее религиоведения. М., 2001 г.

Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Отв.ред. Абаев Н.В.

Новосибирск 1990 г.

Августин Аврелий. Исповедь. М., 1992


Лекция 9. Религия и личность. Психологические аспекты религиозного ценностного выбора Философский и психологический аспекты проблемы ценностного выбора. Рациональные и иррациональные процессы ценностной ориентации, их отражение в религии. Типы ценностной ориентации, соответствующие типы личности и типы религиозности. Психологические механизмы религиозного обращения.

Рекомендуемая литература по теме:

Вундт В. Элементы психологии народов. Основные черты психологической истории

Гефдинг Г. Философия религии. Спб. 1912.

Гроф С. Путешествие в поисках себя. М., 1994 г.

развития человечества. Спб.1913.

Ранк О. Миф о рождении героя. М., 1997.

Рикер П. Конфликт интерпретаций. М.,1995.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990.


Учебно-методическое обеспечение курса


Литература на русском языке

Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск, Наука, 1989.

Алов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Мировые религии. М., 1998.

Альбедиль М.Ф. Буддизм. СПб., Питер, 2006.

Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи /Пер. с англ. М., 1988.

Бранский В.П., Пожарский С.Д. Глобализация и синергетический историзм. СПб., 2004.

Васильев Л.С. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество): Учеб. пособие для вузов. М., 1983.

Гараджа В.И. Социология религии. М., 1996.

Грюнебаум Г.Э. фон Классический ислам. Очерк истории (600-1258). Пер. с англ. М., Наука, 1986.

Капустин Н.С. Особенности эволюции религии (на материалах древних верований и христианства). М., Мысль, 1984.

Кимелев Ю.А, Современная западная философия религии. М., 1989.

Клемен К. Жизнь мертвых в религиях человечества. М., 2002.

Климович Л.И, Книга о Коране. М., 1988.

Крывелев И.А. История религий. Очерки в двух томах. 2-е изд., дораб. М., 1988.

Кураев А. Традиция, Догмат, Обряд. М., 1995.

Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994.

Локальные и синкретические культы. М., 1991.

Любак Анти де. Драма атеистического гуманизма. Милан-Москва, 1997.

Мамуна Н.В. Зодиакальная мифология. Семь небес древнего мира. М., 2000.

Мень А. История религии в семи томах. М., 1991-1992.

Мень А. Магия, оккультизм, христианство. Из книг, лекций и бесед. М., 2003.

Мещеряков А.Н. Древняя Япония: буддизм и синтоизм (проблема синкретизма). М., Наука. 1987.

Осипов А.И. Основное богословие. М., 1994.

Основы религиоведения /Под общ.ред. И.Н.Яблокова. 2-е изд., испр. и доп. М., 1998.

Петровский М.Б.Коранические сказания. М., 1991.

Подводный. Авессалом Высшие архетипы: Опыт психологического исследования. Новосибирск, 1999.

Рассел Б. Почему я не христианин. М., 1987.

Религия в истории и культуре: Учебник для вузов /Под ред. М.Г.Писманника. М., 2000.

Тертицкий К.М. Китайские синкретические религии в ХХ веке. М., 2000.

Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986.

Томсон М. Философия религии. М., 2001.

Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Трансперсональные состояния и психотехника. СПб., 1977.

Угринович Д.М. Психология религии. М., 1986.

Шмеман А. Исторический путь Православия. М., 2003.

Шустер Г. История тайных союзов /Пер. с нем. Т.1-2. REFL-book, Ваклер. 1996.

Элиаде М. Космос и история. М., 1987.

Элиаде М. Трактат по истории религий. /Пер. с фр. Т.1-2. СПб., 1999.

Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие. М., 2005.


Литература на иностранных языках.


The Anglican Tradition. London. 1991.

McBeth H.L. The Baptist Heritage. Nashville, 1987.

Hoekema A. The Four Major Cults. Grand Rapids, 1963.


Методические указания к практическим занятиям


Содержательно проблематика курса разделяется на 3 модуля: история, социология и психология религии. Этому делению подчинены все виды деятельности – лекционный курс, практические занятия и самостоятельная работа, построенные по принципу взаимодополнения. Это позволит, в дополнение к конкретному материалу практических занятий, расширить общее представление о проблематике курса.

Все изучаемые материалы лекционного курса автоматически включаются в схему обсуждения на практическом занятии, а баллы за их посещение учитываются при зачете.


Модуль 1. История религии.


Занятие 1. Древние Греция и Рим.

Вопросы.

  1. Происхождение богов Крита.

  2. Религиозное значение Кносского дворца.

  3. Афинский Акрополь.

  4. Греческие боги.

  5. Функции греческих храмов.

  6. Представления греков о загробном мире. Эволюция этих представлений.

  7. Святилище Аполлона в Дельфах.

  8. Греческая мантика.

  9. Возвышение и упадок Дельф.

  10. Город Пестум и его боги.

  11. Конец греческих богов.

  12. Культ мертвых у этрусков.

  13. Особенности этрусских богов.

  14. Заимствование римлянами чужеземных богов.

  15. Роль богов для усиления светской власти в Риме.

  16. Соотношение религиозной и светской власти в Риме.

  17. Эволюция римских богов.

  18. Отношение римлян к богам завоеванных народов.

  19. Римское влияние в Эфесе.

  20. Рим и христианство.

  21. Митраизм.


Фильмы.

Утраченные боги. Греция.

Утраченные боги: этруски, Рим.

Все предлагаемы к просмотру фильмы находятся в Медиатеке. Каб. 307.


Литература.

Основы религиоведения /Под общ.ред. И.Н.Яблокова. 2-е изд., испр. и доп. М., 1998.


Методические рекомендации.


Особенность практических занятий первого модуля состоит в том, что литература ограничивается чтением учебника, а максимальное внимание уделяется содержанию просмотренных фильмов. Нужно также обратить внимание на большое количество вопросов. Для удобства подготовки последовательность вопросов соответствует последовательности содержания фильмов. При подготовке необходимо сгруппировать полученную информацию по следующим темам:

1) боги, особенности (в том числе функциональные) у разных народов (сопоставить греков, этрусков и римлян);

2) храмы и места поклонения;

3) религиозные представления греков, этрусков, римлян (сопоставить);

4) отношение к чужеземным богам.

Такая систематизация способствует лучшему усвоению просмотренного материала.


Занятие 2. Национальные разновидности буддизма. 2 часа.


Вопросы.

  1. Причины территориального разделения буддизма. Северный и южный буддизм.

  2. Особенности китайского буддизма. Влияние конфуцианства. Чань-буддизм.

  3. Влияние синтоизма на японский буддизм. Дзэн-буддизм.


Фильмы.

Будда.

Ицукусима.

Конфуций

Шаолиньские монахи


Обязательный библиографический список.


Основы религиоведения /Под общ.ред. И.Н.Яблокова. 2-е изд., испр. и доп. М., 1998.

Абаев Н.В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. Новосибирск: Наука, 1983..

Игнатович А.Н. Буддизм в Японии: Очерк ранней истории. М., Наука, 1988.

Мещеряков А.Н. Древняя Япония: буддизм и синтоизм (проблема синкретизма). М., Наука. 1987.

Методические рекомендации.

Как и в первом занятии, следует вначале отметить основные идеи просмотренных фильмов, выяснить, в чем суть буддизма, что такое просветленность и восьмеричный путь. Для суждений о Китае важно увидеть смысл учения Конфуция и практические итоги этого учения. В фильме «Шаолиньские монахи» постарайтесь понять, какое значение имеют приемы единоборств для религии. Соотнесите японский синтоизм с буддийскими учениями. В чем суть японского синкретизма?


Занятие 3. Разновидности протестантизма.


Вопросы

  1. Причины и динамика развития европейского протестантизма.

  2. Различия раннего и позднего протестантизма.

  3. Общие черты и особенности протестантских учений.

  4. Характеристика основателей протестантизма (Лютер, Кальвин, Виклеф).


Обязательный библиографический список.

  1. Вебер М.Протестантизм и капитализм // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. Сост. Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. 1996. http://nashol.com/201010205503/religiya-i-obschestvo-hrestomatiya-po-sociologii-religii-v-2-h-chastyah-sost-garadja-v-i-rutkevich-e-d.html

http://cultus.org.ru/istochniki/religiovedenie/hrest-rel_and_obshestvo.7z

  1. Лютер М. 95 тезисов

http://ru.wikipedia.org/wiki/95_%D1%82%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D1%81%D0% BE%D0%B2#.D0.9F.D0.BE.D1.81.D0.BB.D0.B5.D0.B4.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.B8.D1.8F

  1. Кальвин Жан. Наставление в христианской вере. Т.1. Гл.3. http://lib.rus.ec/b/165514



Фильмы

  1. Лютер.

  2. Кальвин.

Литература.

Основы религиоведения /Под общ.ред. И.Н.Яблокова. 2-е изд., испр. и доп. М., 1998.

Капустин Н.С. Особенности эволюции религии (на материалах древних верований и христианства). М., Мысль, 1984.

Крывелев И.А. История религий. Очерки в двух томах. 2-е изд., дораб. М., 1988.

The Anglican tradition. London, 1991.

Williams G.H. The radical reformation. Kirkswille (Montana), 1992.


Методические рекомендации.


В первую очередь следует остановиться на причинах появления протестантизма, обратив внимание на обстоятельства, которые привели к его возникновению. Поможет разобраться в этом вопросе выявление основных черт, общих для трех ранних направлений протестантизма.

Отрывки из сочинений Лютера и Кальвина демонстрируют основную направленность преобразований. Важно понять, почему католическая церковь в XIV в. вызывала такое резкое неприятие в первую очередь у духовенства.

Работа М.Вебера поможет выявить те черты протестантизма, которые сыграли решающую роль на начальном этапе развития капитализма.

К анализу содержания фильмов следует подходить так же, как к анализу литературы, только ограничиваясь дифференциальным алгоритмом. Здесь нужно увидеть особенности подачи информации, отличие фильма от письменного источника.


Модуль 2. Социология религии

Занятие 4. Вклад М.Вебера в создание социологии религии. 2 часа


Вопросы.


  1. Структурный анализ книги М. Вебера «Социология религии».

  2. Понятийный аппарат книги Вебера.

  3. Взаимодействие основных частей книги.

  4. Насколько совпадает содержание книги Вебера с тем комплексом проблем, которые в настоящее время составляют понятие «социологии религии»?

  5. Насколько логична структура книги? Возможно, вы предложили бы другую?



Обязательный библиографический список.

Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ). http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/vebobr/03.php

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/vebobr/04.php

Самыгин, С.И. Религиоведение: социология и психология религии: Учеб.пособие для вузов — Ростов н/Д : Феникс, 1996 .

Левада Ю.А. Социальная природа религии. М., 1965.

Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1979.


Методические советы.


Для начала составьте дифференциальный алгоритм по книге Вебера, в котором смысловые ряды будут соответствовать названию и количеству глав. Назовите тему каждой главы.

Стрелками покажите внутреннюю связь глав между собой. Совпадает ли это с последовательностью глав в книге М.Вебера?

Поясните, что общего вы видите между этими главами, а затем по каждому смысловому ряду отметьте несколько ключевых слов, раскрывающих его содержание. Почему выбраны именно показанные вами слова, а не другие? Можно ли их заменить?

При помощи общих для соседних глав ключевых слов постарайтесь сократить количество смысловых рядов, объединив главы общей темой (например, 9 и 10).

Назовите доминанту книги Вебера.

Вспомните, что такое социология религии и что она изучает – это поможет вам в работе над следующим вопросом: отличается ли концепция М.Вебера от современного понимания социологии религии? Это и будет окончательный вывод относительно вклада Вебера в процесс становления социологии религии. Это должно найти отражение в доминанте.


Методическое обеспечение курса «Религиоведение: история, социология и психология религии»


Подготовка к практическим занятиям по социологии и психологии религии предусматривает анализ значительного количества текста, иногда 1 - 2 монографии к каждому занятию. Такой объем превышает принятые нормы, однако это выполнимо, поскольку параллельно ставится задача повысить количественную и качественную эффективность чтения.

Этого можно достичь при помощи двух методов – двух алгоритмов чтения, интегрального и дифференциального.

Алгоритм - это правило выполнения каких-либо действий с точным указанием их логической последовательности от начала и до конца. Алгоритмы чтения определяют последовательность умственных действий при восприятии основных фрагментов текста. Действие интегрального алгоритма распространяется на текст в целом. Этот алгоритм незаменим при первичной обработке текста.

Чтение по интегральному алгоритму позволяет произвести количественное преобразование текста, его своеобразное “свертывание”, отобрать для последующей обработки лишь значимую информацию.


<< предыдущая страница   следующая страница >>